ALLIANCEКлуб боевого самбо и смешанных единоборств
+7 (495) 504-75-76
+7 (925) 504-75-76
Архив новостей » Сумо по-русски

Сумо по-русски

Возле арен первых Всемирных игр боевых искусств, которые разместились в Китайском сельскохозяйственном и Пекинском научно-технологическом университетах, готовились одетые в разноцветные майки студенты. По команде инструкторов в военной форме тысячи человек маршировали, выкрикивали лозунги, делали гимнастику ушу. Но по количеству медалей победили россияне, оставив позади все сборные, в том числе и китайскую, несмотря на громадные людские резервы и многовековые традиции. Неужели восточные боевые искусства так подходят русскому характеру?

Трибуны зашлись от смеха, когда высокая, крепко сложенная Анна Жигалова, раскрутив вокруг себя маленькую японку, легким толчком пониже спины вывела ее на орбиту за пределами площадки-дохё. Элегантность этого маневра оценили даже соперницы: венгерская сумоистка, дожидавшаяся своей очереди, заулыбалась и подошла пожать россиянке руку.

Сумо, традиционная японская борьба, славящаяся огромным количеством условностей, в Пекине внезапно приобрела российский колорит. Как, впрочем, и другие виды боевых искусств, в которых наши спортсмены взяли верх над признанными законодателями моды с Востока.

В круге из глины

Невероятно, но факт: в последнее время японцы внимательно изучают опыт наших сумоисток, пытаясь разгадать секрет их побед.

— Они меня расспрашивали обо всем, — рассказывает Нелли Воробьева, самая возрастная спортсменка в российской сборной. — Интересовались, в каком доме я живу в России, на каком этаже у меня комната. Я говорю: «На шестом». — «О, какой у тебя большой дом!» Я не могла им объяснить, что это съемная квартира и у нас вообще все по-другому. Они даже приезжали в Смоленск и интересовались, как мы готовимся к поединкам. Японцы никак не могли понять, почему у нас нет зала, нет дохё, почему мы можем тренироваться на снегу и на футбольных полях, бороться на асфальте. Они были просто поражены.

Суровые условия закаляют. Благодаря возросшему мастерству и представительству первенство нашей страны теперь, по сути, приравнивается к чемпионату Европы. Так, по крайней мере, утверждает Воробьева, которой приходилось бороться с «маленькими, толстенькими, высокими, широкими, корявыми, деревянными, гибкими, мягкими» соперницами-россиянками. Схватки на дохё идут одна за другой, вырабатывая выносливость и принося необходимый опыт.

Тренер сборной Геннадий Калеткин, в отличие от недоумевающих японских коллег, знает наш секрет.

— Дело в том, что в России большие традиции в вольной, классической борьбе, самбо, дзюдо, национальных видах, — говорит он. — Поэтому у нас есть немало людей, которые потенциально могут стать сумоистами. Ведь чем хорошо сумо? Поединок краткосрочный, правила абсолютно понятны: уронил соперника или вытолкнул его за пределы площадки — ты победил. Вот спортсмены из разных видов и приходят к нам. Большой школы мы пока не имеем, но начали подрастать дети — в Нижегородской области, в Воткинске, в Москве, — которые с самого начала занимались сумо и в свое время займут места тех, кто сегодня побеждает.

Действительно, большинство российских сумотори нынешнего поколения пришли из других видов спорта: дзюдо, самбо, вольной борьбы, тяжелой атлетики. В поединках они умело применяют элементы «родных» видов единоборств, которые не противоречат правилам сумо, поэтому бороться с ними очень трудно. Проворная Воробьева под аплодисменты зала долго сопротивлялась сопернице, превосходившей ее по габаритам раза в два. В конце концов россиянка лишила ее равновесия и вытолкнула за пределы площадки. Но в полуфинале уступила огромной украинке, смявшей ее уже на первых секундах поединка.

— Почему Нелли проиграла? — задумчиво переспрашивает тренер Марина Дворецкая. — Вместо того чтобы стартануть вперед, она подалась назад. Бывает, что так пытаешься обмануть соперника, но она сделала не один шаг, а два. Расстояние до края площадки сократилось, к тому же украинка получила дополнительное пространство для разгона.

Секунды перед началом поединка тянутся очень долго. Соперницы, вышедшие к центру дохё, пожирают друг друга глазами, переминаются с ноги на ногу и не торопятся ставить сжатые в кулаки руки на присыпанную песком глину — так подается знак судье об окончательной готовности к схватке. По команде рефери следует стартовый рывок навстречу друг другу — татиай — и столкновение, сила которого в зависимости от веса борцов сравнима с лобовым ударом двух автомобилей.

— Здесь нет права на ошибку, — объясняет Дворецкая, тоже пришедшая в сумо из самбо. — Не то что в других видах борьбы, где, после того как окажешься на ковре, еще можно отыг­раться. Первоначальный старт дает девяносто процентов успеха. Но, бывает, поединок затягивается. Я однажды боролась с бразильянкой пять минут, потом нас развели, и после паузы мы продолжили поединок. В конце концов я ее одолела.

Отцы и дети

Анатолий Фесенко — обладатель черного пояса пятого дана киокусинкай-карате, один из немногих россиян, успевших поучиться у великого Масутацу Оямы, — приехал в Пекин из Благовещенска посмотреть на поединки. Но удовольствия они не доставили: карате на играх было представлено бесконтактным видом — декофеинизированный напиток получился безвредным, но вгоняющим в сон. Возможно, по этой причине наши спортсмены не завоевали в нем ни одной медали. Если уж биться, то по-серьезному.

— Ояма очень интересовался Россией, — вспоминает Фесенко, разглядывая лодочки в форме лебедей, плавающие по озеру в парке Бэйхай. — Именно от него я услышал, что обе наши нации сильны духом, поэтому у карате в России хорошие перспективы.

— Что изменилось после его смерти?

— Карате вступило в новую полосу. Заполнилось много ниш, которые раньше были закрыты. Например, основатель не приветствовал женское карате, не проводились и детско-юношеские турниры. Для него высшим мерилом мастерства был чемпионат мира в абсолютной категории, который проводился раз в четыре года и который можно было выиграть, обладая высочайшим духом и особым умением. С уходом из жизни Оямы появились чемпионат мира по весовым категориям, первенство среди женщин, ветеранские, молодежные и юношеские соревнования.

Карате стало более скоростным, динамичным и зрелищным. С другой стороны, оно начало превращаться в бизнес, а это сильно вредит духовному союзу учителя и ученика. К тому же появилось несколько организаций, которые возглавляют бывшие лучшие воспитанники Оямы, каждый из которых претендует на то, что является единственно «правильным» его наследником. Многие, на мой взгляд, не видят основополагающих идей Оямы, считавшего, что соперничество между бойцами должно проходить только на татами, а вне его надо уважительно относиться к людям различных национальностей и вероисповеданий.

Существовавший в СССР запрет на занятия карате, которое считалось чуждым, более того, антигосударственным видом спорта (польские каратисты, кстати, поддержали «Солидарность» в ее борьбе с коммунистами), обес­печил ему особую популярность. В 1987 году, когда правящей идеологии пришлось признать свое поражение, карате вышло из подполья и начало невероятно бурно развиваться. Запретный плод всегда сладок, поэтому количество людей, серьезно занявшихся этим видом спорта, оказалось очень велико. Но только единицы достигли мирового признания в контактных версиях карате. Зато восточная философия, которая учит, как выиг­рать схватку, не вступая в борьбу, оказалась применима и в наших условиях.

— Если взять развитие боевых искусств, военного мастерства, то мы еще за мамонтами бегали, а они здесь, в Китае и Японии, уже довольно серьезно воевали, — убежден Фесенко. — Но мы ближе к японцам и корейцам, которые более воинственны: каждый должен быть постоянно готов к битве. Они, как и мы, могут упереться в стенку, даже не зная для чего: главное — поупираться. На территории России всегда хватало воинственных народностей, для которых важно было сначала подраться, а потом поговорить. Или наоборот.

— У вас в залах висят портреты Оямы. Это не противоречит убеждениям православных?

— Но это же атрибутика, преемственность! Некоторые, конечно, возмущаются: «У вас процветает какое-то идолопоклонство!» В основном так думают довольно поверхностные люди. Я общался со многими местными иерархами, и они только приветствовали наше начинание, даже приходили освящать наши залы. У нас рядом с Оямой висят ведь и иконы, к примеру Казанская икона Божией Матери. Главное — достижение цели, воспитание нормальных, развитых людей. Но бывает и непонимание. Мы когда открывали свой первый интернат, пришли к одному «специалисту» невысокого ранга с просьбой освятить зал, так тот назвал нас «басурманами»! Какие же мы басурмане?! Я, например, украинец — у нас на Дальнем Востоке вообще все национальности перемешались.

То, что православие спокойно уживается с восточными единоборствами, доказывает пример архимандрита Сильвестра из Ярославской епархии, являющегося вице-президентом местного отделения Российского союза боевых искусств и духовником спецподразделения «Альфа». В Пекине он напутствовал перед поединками наших бойцов, следил за тем, чтобы вечера в «Русском доме» не выходили за рамки приличий, бывал на всех соревнованиях. Настоятель храма Андрея Стратилата в селе Сулость, одетый в форму сборной России, тонко подмечал все нюансы происходящего на площадках. На соревнованиях сумоисток он сразу почувствовал агрессивность украинских спортсменок, заметив, что она им скорее мешает, чем помогает. А возвращаясь в Москву, сокрушался, что из-за слишком частых поездок на соревнования страдают его непосредственные священнические обязанности.

Лихорадка последних дней

До последнего момента никакой уверенности в том, что Россия выиграет Всемирные игры, не было. Китайцы, взявшие все, что только можно было, в ушу и боксе, вынудили остальные команды играть в догонялки. Посиделки в «Русском доме», развернутом в одном из корпусов отеля «Дружба», скукожились — давало о себе знать нервное напряжение. Функционеры стали чаще напоминать тренерам о медалях. Позднее исполнительный директор Российского союза боевых искусств Павел Журавлев скажет: «Это была победа, выстраданная потом и кровью. Если описывать ее с позиции легкоатлета, то мы вырвали ее буквально на последних десяти метрах дистанции. Соперники были равны с нами по силам и отлично подготовлены».

Действительно, медали доставались нашим с огромным трудом. Прекрасно проведшую очень жесткий финальный поединок в тяжелой весовой категории джиу-джитсу Аллу Падерину засудили — ее сопернице из Голландии засчитали незавершенный прием. После объявления результата россиянка плакала навзрыд — от боли и несправедливости. В тхеквондо наши остались без медалей, в тайском боксе, где поединки проходят под монотонное бренчание национальных инструментов, единственное золото завоевал Артем Левин, в труднейшей схватке вырвавший победу по очкам у тайца. В кендо наши вообще не попали: участники отбирались по прошлогоднему рейтингу, а главные успехи россиян пришлись на нынешний год, когда юниорская команда выиграла первенство
Европы. В общем, за два дня до конца соревнований отставание от китайцев было велико: для того чтобы догнать их, не хватало пяти золотых медалей.

При этом никто не ставил под сомнение силу российских спортсменов — они уже давно ее доказали на чемпионатах мира и Европы. В отличие от олимпийских дисциплин, в которых у нас в последние годы образовался дефицит спортсменов мирового уровня, в боевых единоборствах все наоборот. Потенциально Россия могла отправить в Пекин по две более-менее равноценные команды едва ли не в каждом виде.

Причины популярности у нас боевых искусств скрыты в ментальности. Скажем, в видах спорта, требующих высокого уровня коллективного взаимодействия, россияне не на высоте. На мой взгляд, нам никогда не стать чемпионами мира по футболу, как бы ни радел об этом Сергей Фурсенко. Зато в индивидуальных силовых дисциплинах россияне способны на многое. Кикбоксеры, принесшие России первое место в командном зачете, это доказали: все девять наших участников Всемирных игр вышли в заключительную часть соревнований, при этом восемь — в финалы! Между тем жестче этого вида спорта на играх, пожалуй, не было. Беспрерывное движение по рингу, полная концентрация на сопернике, удары руками и ногами на протяжении трех раундов выжимали все соки даже из самых выносливых бойцов. На тренеров вообще было страшно смотреть: они срывали голос на подсказках бойцам. «Женя, сорок секунд осталось! Нужна длинная серия! Да-а-авай! Держи его на расстоянии! Висни!» — кричал наставник Евгению Губарю, бившемуся с жилистым чернокожим французом одним из последних. Зрителей к тому времени осталось совсем мало: китайцы, строго соблюдающие режим и диетическое питание, отправились домой ужинать.

Губарь выиграл финал по очкам и, вымотанный донельзя, хрипло прокричал в направлении полупустых трибун: «Россия!»

Личная победа во имя своей страны — таков алгоритм боевых искусств. Здесь как-то не принято говорить о деньгах: премиальные за суровые поединки, не раз оборачивавшиеся травмами, не идут ни в какое сравнение с недельным заработком самого заурядного футболиста. Кстати, за участие во Всемирных играх бойцы не получили ни копейки, даже те, кто завоевал медали. Красивый сертификат в кожаной папке — вот и весь гешефт.

Два брата и судьба самбо

Естественно, золотые медали были получены и в том виде борьбы, родоначальницей которого считается Россия. Речь идет о самбо, изобретенном в СССР еще в 1923 году. На играх в Пекине оно занимало особое место, поскольку старательно позиционировалось как претендент на место в олимпийской программе.

Реальный шанс попасть в нее представился самбо в 1980 году, когда Игры проходили в Москве. Организаторы Олимпиады имели право заявить одну дисциплину от себя, но, как говорят, в доверие к генсеку КПСС Леониду Брежневу, решавшему все вопросы, втерлась Индира Ганди, пролоббировавшая хоккей на траве. За последующие тридцать лет самбо так и не смогло приобрести достаточное число сторонников в мире. А в 90−е годы оно вообще оказалось погребено под руинами Союза, задыхаясь от отсутствия денег и господдержки.

Что даст этому виду единоборств олимпийский статус, никто внятно объяснить не мог, отделываясь дежурными фразами о резком росте интереса к нему во всем мире. Нынешний президент FIAS (Международная федерация любительского самбо) Василий Шестаков, прославившийся книгой «Учимся дзюдо с Владимиром Путиным» и одноименным учебно-методическим фильмом, сказал в одном из интервью, что будет здорово, если самбо займется хотя бы один ребенок в каждой китайской семье. По-видимому, ему не сказали, что в Китае существует жесткий контроль над рождаемостью.

Но ситуация и без этого постепенно меняется к лучшему: первым прорывом стало включение самбо в программу соревнований Всемирной универсиады, которая пройдет в 2013 году в Казани. Активизировалась деятельность международной федерации: сейчас в FIAS 59 стран-членов и 18 кандидатов, растет число занимающихся, причем продвигают этот вид спорта в массы именно наши соотечественники. В США самбистами руководит выходец из Самары Давид Рудман, создатель знаменитой школы «Самбо-70», в Новой Зеландии — украинка Олена Бондаренко, в Словакии — двукратный чемпион мира Игорь Шашурин. Светлана Нойбауэр-Соколик, президент австрийской федерации самбо, которая приехала в Австрию из Бишкека транзитом через Санкт-Петербург, ловко уклонилась от вопроса, сколько человек занимается самбо в этой стране. Зато с жаром рассказала о своей спортивной школе для подростков в маленьком городке Штегерcбах между Веной и Грацем. Светлане чем могут помогают соотечественники: австрийская команда, сильно пострадавшая от экономического кризиса, недавно провела сборы вместе с российскими спорт­с­менами, среди которых Светлана особо отметила Александра Емельяненко.

Братья Александр и Федор Емельяненко — знаковые фигуры российского боевого самбо. Старший, Федор, был в Пекине повсюду, беспрекословно исполняя роль почетного посла Всемирных игр. Каждое появление на публике российского бойца № 1, одетого в строгий синий костюм, вызывало фурор: для того чтобы сфотографироваться с ним и получить автограф, люди выстраивались в длинные очереди. Впрочем, Федор считает, что его популярность в Китае не столь велика, как в Корее, где ему даже пришлось нанимать телохранителей, или в Японии.

На успех среднего из братьев Емельяненко, выступающего в супертяжелой весовой категории боевого самбо, рассчитывали все. Специалисты утверждают, что фактурный и более мощный Александр мог бы превзойти брата по спортивным достижениям, но этого не произошло из-за избытка удали и жизнелюбия. Его первый визит в Китай не задался с самого начала. Местные журналисты рассказали, что прибытие Емельяненко в Поднебесную сопровождалось громким скандалом: подвыпивший в самолете
боец затеял свару с сотрудниками аэропорта и после недолгого пребывания в участке был водворен в отель. Распространившиеся со скоростью ветра слухи шокировали подробностями: рассказывали о драке с полицейскими и плевке в лицо китайскому пограничнику или таможеннику. Какое-то время было непонятно, примет ли россиянин вообще участие в поединках. Александр появился на публике за день до начала соревнований — с отекшим лицом и жевательной резинкой во рту.

Александр Емельяненко

Мы мчались в такси на решающий бой с его участием, не подозревая, что ничего не будет. Полуфинальные поединки оказались фатальными сразу для двух спортсменов: Александр повредил палец руки, а литовцу Римкявичусу сломали нос. В результате матч за третье место не проводился, а от участия в финале отказался сам Емельяненко. Решение не усугуб­лять травму он мотивировал тем, что уже в конце сентября ему предстоит выступать на очередном турнире, а там не за горами и чемпионат мира по боевому самбо.

Возможно, шанс реабилитироваться Александр Емельяненко получит, когда Всемирные игры боевых искусств пройдут в России. Переговоры о проведении их в нашей стране вел в Пекине исполнительный директор Олимпийского комитета России Марат Бараев, приглашенный организаторами в качестве почетного гостя. По его словам, наиболее вероятно, что соревнования состоятся в Сочи или Казани, но неизвестно, в каком году — 2013−м или 2015−м. Окончательное решение на этот счет будет принято в декабре.

Приехавший в Пекин на несколько дней сопредседатель Российского союза боевых искусств, по совместительству глава корпорации «Росатом» Сергей Кириенко отметил, что страна — победительница первых игр получит моральное право на организацию следующего турнира. Так что русский дух, «моральное право» и политические мотивы не чужды восточным единоборствам.

Автор: Александр Кобеляцкий
Фото: Юрий Козырев/NOOR для «РР»

По материалам www.rusrep.ru

Поделиться



Комментарии:

Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:

Введите символы: *
captcha
Обновить



Клуб боевого самбо и смешанных единоборств ALLIANCE

Адрес: г. Москва, СВАО, м. Ботанический сад, проезд Серебрякова, дом 2, стр 1а

+7 (495) 504-75-76
+7 (925) 504-75-76

вконтакте Мы вконтакте